29.12.2016 в 21:14

10 лучших новых сериалов 2016 года

10 лучших новых сериалов 2016 года

В 2016 году стартовало немало достойных внимания шоу, из которых наш «сериаловед» Дмитрий Гнедич выбрал самые лучшие, не без труда отсеяв десятки просто хороших проектов. 

10. «ПРОПОВЕДНИК»


Экранизация культового комикса Гарта Энниса о провинциальном священнике (Доминик Купер), в которого влетела божественная субстанция, и его друзьях – экс-возлюбленной и экс-подельницы из криминального прошлого преподобного (Рут Негга) и ирландском вампире-алкоголике (Джозеф Гилган). 

Создатели сериала Сет Роген и Эван Голдберг («Ананасовый экспресс: Сижу, курю», «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски») выворачивают графический первоисточник наизнанку и без всякой задней мысли воссоздают биполярную моральную логику сериала «Фарго» в куда более адекватных условиях пыльного техасского нечерноземья, где безжалостное солнце напекло прихожан головы до непроходимого кризиса веры. Главное guilty pleasure года с фантастической колодой персонажей – про каждого, включая второстепенных, хоть сейчас бери и снимай отдельный спин-офф. Титул нисколько не сомнительный – это специальный талант, подвластный избранным. «Мир Дикого Запада» в этой системе координат проигрывает «Проповеднику» всухую (так как возомнил себя неизвестно кем), а «Голиафу» не хватило нескольких сломанных барьеров. 

9. «ПУТЬ»


Еще один разговор, в этот раз без тени улыбки, про кризис веры. Адепт секты «майеристов» (Аарон Пол), мутировавшей из хипповского движения в тоталитарную формацию с жестким кодексом и серьезным финансированием, задает себе и харизматичному духовному лидеру (Хью Денси) сложные вопросы и запускает череду событий, ведущих к расшатыванию культа. 

Крепкий сериал-середняк второго эшелона (другие у онлайн-сервиса Hulu пока не выходят) – тем, впрочем, и ценен. «Путь» владеет высшим (практически сектантским) знанием своего местоположения в сериальной иерархии и даром влюбить в себя всех неравнодушных к американскому жанровому «инди». На руках у авторов только козыри: Джесси Пинкман, Уилл Грэм, один из лучших сериальных саундтреков года, теневой джокер Майк Кэхилл («Другая Земля», «Я – начало») в режиссерах и Пол Томас Андерсон в духовных наставниках: «Путь» – эдакая light-версия его «Мастера». 

8. «АТЛАНТА»


Хип-хоп-ремикс сериала «Луи». Уличная одиссея обаятельного и сноровистого лодыря, напросившегося в менеджеры к собственному кузену-драгдилеру, который под ником ПэйперБой записывает нафталиновую рэпчину. 

Сенсационно хороший почти сэдком от будущей голливудской звезды Дональда Гловера (продвинутые любители музыки знают его как Childish Gambino). Умная и, вероятно, лучшая многосерийная комедия года – с хэштегом #BlackLivesMatter и средним пальцем этому самому хэштегу. Гловер заглядывает под капюшон своему черному братству и бродит по дорогим «белым» особнякам, всем своим видом показывая, что делает миру большое одолжение своей «Атлантой». Но это не больше, чем авторская подача – за имиджем непроницаемого циника скрыты большое сердце и самый неожиданный набор тем для шуток. 

7. «МОЛОДОЙ ПАПА»


Впервые в истории папского престола на него взошел американец – Ленни Белардо (Джуд Лоу). Слишком молодой (по ватиканским меркам вообще мальчишка – 47 лет) и загадочный – кардиналы, кажется, сами не понимают, почему выбор пал на этот клубок противоречий. 

Десять часов кристально чистого Соррентино – без всяких поблажек на телеформат. Самый значительный итальянский режиссер современности зашел в телевизор со своим уставом и выдал самое красивое шоу года. Как всегда у Соррентино, любой скриншот можно вешать в рамку, но, кажется, впервые Паоло очень силен вербально: даже когда забирается на территорию какого-нибудь Коэльо. В «Молодом Папе» режиссер спаял воедино собственную «Великую красоту» и импрессионистский полит-биопик «Изумительный», с которым у сериала общего больше, чем с любой другой его картиной. А для Джуда Лоу «Молодой Папа» и вовсе дар небес: ничего подобного ни по глубине, ни по трудозатратам актер еще не играл.

6. «СЛОВО НА БУКВУ А»


История одной семьи в английской глухомани, которая проходит сложный путь принятия диагноза своего 5-летнего сына-аутиста. 

Автор громкого, но подзабытого сериала «Блэкпул» Питер Боукер аккуратно пересаживает на каменистую британскую почву резонансный израильский сериал-первоисточник, скрещивая фирменный родной соцреализм Кена Лоуча с душевностью и иронией Ричарда Кертиса («Реальная любовь»). Несмотря на сложность темы, «Слово на букву А» вполне можно порекомендовать на праздничные каникулы, и не только как лучшее британское шоу года, но и как негромко спетый гимн семейным ценностям.

5. «МИР ДИКОГО ЗАПАДА»


Сай-фай-вестерн с двойным дном, коридорами-лабиринтами, ложными дверями, темным чердаком и размытыми пространственно-временными характеристиками. Где-то (непонятно где) есть парк развлечений, в котором воссоздана жизнь на Диком Западе. Вместо живых актеров-статистов – пугающе правдоподобные киборги, которых создатель парка, гениальный ученый (Энтони Хопкинс), наградил продвинутым искусственным интеллектом. 

Лидер года по количеству фанатских баталий и конспирологических теорий, оправдывающий загибающуюся схему с выпуском по одной серии в неделю. После каждого эпизода с очередной порцией ребусов, недомолвок и просто финтов ушами фанбаза на семь дней погружалась в головоломные дискуссии. Переживающие кризис «кабельные короли» HBO пошли ва-банк и выдали модернизированную, технократическую версию сериала «Остаться в живых». Без Дж. Дж. Абрамса, естественно, не обошлось, но ответственность за шоу несет все же не он, а Джонатан Нолан, соавтор «Интерстеллара», «Темного рыцаря», «Престижа» и «Помни» брата Кристофера. 

4. «ОТЖИГ»


Музыкальная история взросления из кризисного для Нью-Йорка 1977 года – про юных и прекрасных обитателей Бронкса. В бедняцком районе, больше всего напоминающем зону военных действий, из диско, наркотиков, пистолетов и виниловых вертушек выплавляется новая музыкальная эра – эра хип-хопа. 

Режиссер-визуалист Баз Лурманн, автор ваших любимых фильмов-вырвиглаз «Великий Гэтсби» и «Мулен Руж», выпустил первый в карьере сериал. На контрасте с тяжеловесным и неповоротливым «Винилом», который не совсем про то же самое, но дышит практически тем же воздухом, теле-Лурманн невероятно легкий, наивный и обаятельный. У «Отжига» прекрасный молодой кастинг-лист, фантастический саундтрек и самая наваристая атмосфера. 

3. «ОЧЕНЬ СТРАННЫЕ ДЕЛА»


Ностальгический восьмидесятнический сай-фай про правительственные паранормальные эксперименты и близкие контакты третьей степени в сонной провинции. 

Создатели сериала братья Дафферы еще полгода назад были темными лошадками с неясными перспективами, а спустя пару недель после релиза на Netflix первого сезона шоу оказались в статусе сверхновых звезд гик-кинематографа. Все благодаря идеально пропеченному слоеному пирогу из лучших ингредиентов поп-культуры 1980-х – в диапазоне от Стивена Спилберга и Джона Хьюза до Стивена Кинга и Джона Карпентера. Стоять на плечах таких атлантов сложнее, чем кажется, даже когда за окном непроходимый постмодернизм. Тем не менее «Очень странные дела» не просто сборник цитат, а проникновенный роман воспитания с потрясающими маленькими актерами.

2. «АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»


Реконструкция/стенография одного из самых громких и продолжительных судебных процессов в американской истории. Звезда американского футбола О. Дж. Симпсон обвинялся в убийстве своей бывшей жены и ее любовника, но, прежде чем предстать перед правосудием, обзавелся командой суперадвокатов, профессионализм которых одинаково восхищает и возмущает. 

Великий шоураннер-манипулятор Райан Мерфи придумал своему сериалу «Американская история ужаса» сателлит с похожим названием, но иным жанровым вектором. Первый сезон АИП – безупречная судебная драма, которую невозможно заспойлерить, потому что все это уже есть в Википедии. Это не помешало авторам выдать невероятно захватывающий и жутко актуальный рассказ про изнанку политкорректности и «другую сторону правды» – сериал патрулирует границу гротеска и серьезной социальной драмы. Плюс с полдюжины сильнейших актерских работ, диалоги такой плотности, что лезвие не пройдет, и изумительная работа художников-постановщиков, создавших лучшие девяностые на сегодняшнем ТВ.

1. «КОРОНА»


Маститый британский драматург и сценарист Питер Морган задумал телеэпик на шесть сезонов о правлении королевы Елизаветы II – по декаде самого длительного из всех сегодняшних монархов правления на каждый сезон. В первом – свадьба с принцем Филипом, смерть отца Георга VI, восхождение на престол и начало правления, сначала робкое, но после каждого принятого решения, все более уверенное и мудрое. 

«Корона» – биопик лишь отчасти. Морган придумал сложную, многогранную драматургическую конструкцию об институте британской монархии и снабдил ее уважительной, без тени придыхания, интонацией. Быть королевой – великий труд и бремя обреченного на трон семейства. Сервис Netflix (абсолютный чемпион этого чарта – три позиции в квартете лидеров) не поскупился на самое дорогое шоу в своей истории, выдав первый и единственный сериал 2016 года с очевидными предпосылками на величие. Как и со знаменитым английским газоном (который всего лишь надо стричь на протяжении 200 лет), все очень просто – следует держать планку, заданную выдающимся первым сезоном. 


В рецепте тоже никаких секретов: монументальность «большого стиля» Дэвида Лина, точность лучших работ Джеймса Айвори, отточенное многоголосие «Аббатства Даунтон», лучшая в мире британская актерская школа (с единственным легионером, но каким – Джон Литгоу в образе Уинстона Черчилля крадет все сцены со своим участием) и миллионы долларов американского заказчика, которые видны в каждом кадре.


Комментарии (0)