© 2016 Икском.Хобби
17.05.2016 в 10:54

Самоуправляемые авто: техно-тренд со светлым будущим?

Самоуправляемые авто: техно-тренд со светлым будущим?

Одержимость десятков компаний идеей создания автомобиля с системой беспилотного управления поражает своим размахом. Корпорации Google, Samsung, General Motors, Audi, Mercedes-Benz и даже разработчики «железа» Nvidia годами создают ультрасовременные системы автономного управления авто. 

Исследовательские подразделения главных игроков на рынке машиностроения, IT и разработки софта предлагают удивительные концепты авто, которые время от времени взрывают интернет. Компании самостоятельно или вместе с единомышленниками разрабатывают машины, способные свободно передвигаться по трассе без водителя и анализировать ситуацию на дороге. 



Мы уже писали о коллаборации Google и Fiat для создания 100 «пробных» авто данного типа. И если научно-исследовательские центры компаний добьются поставленных целей, то спустя всего 3-4 года люди пересядут на транспорт будущего. С таким авто можно не отвлекаться на вождение, а спокойно работать, болтать по телефону, делать макияж и не переживать, что зацепите соседний Bentley. Впечатляет, не правда ли?


НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРВЫЕ РАЗРАБОТКИ

Впервые о возможности автоматизации машин заговорили аж 90 лет тому назад: в номере газеты The Milwaukee Sentinel от 8 декабря 1926 года есть заметка о машине-призраке, которая едет по дороге сама и вычисляет полицейского за углом. Увы, после этого на протяжении 58 лет к идее полностью автоматизированного транспортного средства никто не обращался, и следующее упоминание о беспилотных авто появилось только в 80-х. 


В 1984 году команда разработчиков из частного Университета Карнеги–Меллон в Питтсбурге (США) представила серию автономных и полуавтономных авто. Изобретения получили название Navlab. А три года спустя на свет появился крупный проект Eureka Prometheus Project, направленный на снижение аварийных ситуаций на дороге и проектирование беспилотных транспортных средств. После этого в гонку по созданию автономных машин включились десятки компаний из сфер IT, автомобилестроения и разработки ПО.


КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Национальное управление безопасностью движения на трассах в США предложило создать официальную систему классификации беспилотных авто. Она включает 5 уровней, определяющих степень автономности машины.

Уровень 0 – водитель постоянно контролирует транспорт.

Уровень 1 – ПО машины следит за отдельными элементами управления (автоматическое торможение, поддержка стабильности электронной системы и т. д.).

Уровень 2 – в авто реализовано минимум две системы, контролируемые автоматически. Например, движение по прямой полосе и адаптивный круиз-контроль.

Уровень 3 – водитель доверяет контроль транспортному средству для управления в определенных ситуациях. Но при необходимости владелец авто может взять управление на себя.

Уровень 4 – на 100% автоматизированное управление машиной. От запуска и до торможения авто не требует участия человека.

В теории все это выглядит прекрасно и будоражит воображение, однако у каждого нового изобретения есть как плюсы, так и минусы. А поскольку автомобиль — средство передвижения повышенной опасности, было бы весьма опрометчиво не обратить внимание на потенциальные риски использования машин-беспилотников. 


ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЕСПИЛОТНЫХ АВТО

Вслед за первыми упоминаниями о проектах таких машин в интернете тут же возникли ожесточенные споры о плюсах и минусах данных транспортных средств. 

За

Многие настроены по отношению к беспилотным транспортным средствам довольно оптимистично. Например, проект The Oatmeal, основанный Мэттью Инманом, опубликовал ироничную статью о самоуправляемых авто Google — в ней автор лаконично и с юмором рассказывает о «Гуглокарах». Публикация собрала почти 4 миллиона лайков. The Oatmeal осветил особенности не только Google Project, но и беспилотных авто в целом. 

Если обобщить преимущества самоуправляемых авто, то они предлагают нам следующее:

могут обеспечить людям со слабым зрением комфортное передвижение по городу и за его пределами;

интегрированное ПО позволит минимизировать число жертв на дороге. Пусть система автономного управления не всегда реагирует оперативно, однако она помогает авто аккуратно передвигаться по дороге. Дополнительно разработчики обещают реализовать канал соединения между автомобилями, что максимально снизит показатель ДТП (пример — технология V2V от General Motors);

перевозка грузов будет стоить меньше благодаря отсутствию расходов на водителей, а в случае форс-мажора (обвалов, потопов, оползней, техногенных аварий) ни один человек не пострадает;

люди смогут рациональнее тратить время на более важные дела, чем вождение. Это особенно актуально для специалистов, культурных и политических деятелей, молодых родителей и бизнесменов. 

Хакан Самуэльссон, глава и исполнительный директор компании Volvo, лестно отзывается о возможностях беспилотных авто, акцентируя внимание на том, что именно владельцы дорогостоящих транспортных средств по достоинству оценят возможности независимого управления машиной и смогут уделять время делам во время передвижения.



Против

Люди, склонные видеть в самоуправляемых авто скорее минусы, чем плюсы, переживают, что из-за низкого спроса на услуги таксистов, личных водителей и водителей общественного транспорта возрастет число безработных: тысячи трудяг лишатся источника заработка, и протестов не избежать. Кроме того, до сих пор неизвестно, кто будет нести ответственность в случае ДТП беспилотного авто на дороге – владелец машины или же разработчик ПО.

«Я беспокоюсь, что лоббистская группа пытается защитить производителей и создателей приложения в обход интересов водителей. Когда ПО потерпит неудачу, кто понесет за это ответственность?»

Даниэль Вега, адвокат из Сан-Франциско, theguardian.com

Также некоторые владельцы легковых машин не хотят отказываться от самостоятельного вождения. А защитники окружающей среды и вовсе крайне негативно смотрят на перспективу использования беспилотных авто, призывая людей ходить пешком или использовать общественный транспорт. На портале The Guardian даже опубликована статья с развернутым мнением американской писательницы и активистки Ребекки Солнит. Автор категорично высказывается о полном отказе от авто, будь они автономные или обычные.

Кроме того, вопреки ожиданиям некоторых водителей, садиться за руль в нетрезвом состоянии тоже нельзя! Вам придется, как и раньше, получать водительские права, знать ПДД, уметь ориентироваться в критической ситуации и следовать ряду других правил. Неудивительно, что далеко не все владельцы авто обрадовались такому повороту событий.

«Если машина не может довести тебя домой из паба, то в чем ее смысл?»

Пользователь theindyisbetter

Наконец, к минусам беспилотных транспортных средств следует отнести и тот факт, что программа не имеет опыта вождения в критической ситуации. ПО не сможет мгновенно реагировать на экстренный случай, что с большой вероятностью приведет к ДТП. 

«Журналисты почему-то забывают, что все эти «автоматизированные системы» хорошо себя ведут только и исключительно на дороге! Вы много видели в России дорог, отвечающих нормам, ну, хотя бы, нашего, российского, ГОСТа? Пока дороги не будут приведены в должный вид, эксплуатация таких «самобеглых колясок» на них не просто невозможна – это очень опасно для окружающих и пассажиров самой «коляски»!

Ну, и: попробуйте просмотреть те же «Гуглокарты» в режиме наложения схемы на аэрофото — расположение многих дорог очень сильно отличается от карты! Местами отличие достигает сотен метров! А если еще добавить ошибки, которые неизбежно увеличатся после ликвидации станций GPS на территории России… В общем, нам такие машины в ближайшие четверть века не грозят…»

Пользователь Андрей о Google Project, форум km.ru

Опасения вызывают также возможность взлома ПО, отсутствие приватности и даже вероятность минирования беспилотного авто.


ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОЕКТЫ САМОУПРАВЛЯЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Что ж, перейдем к самому интересному. Итак, какие же концепты и готовые прототипы самоуправляемого транспорта являются наиболее интересными и перспективными?

Google Project



В апреле 2014 года компания впервые представила прототип миниатюрного двухместного автомобиля без единой кнопки управления или педалей газа и тормоза (именно о нем писал The Oatmeal). Летом 2015 года около 20 таких милых машинок обкатывали систему управления в Маунтин-Вью, однако пока неизвестно, будут ли они выпущены на рынок. 

Google установили аналогичное ПО в других моделях (Toyota Prius, Audi TT и Lexus RX450h), а также решили сотрудничать с компанией Fiat для создания беспилотных машин. Google Project считается пока наиболее жизнеспособным на рынке, хотя система самоуправления транспортным средством компании далека от идеала. 14 февраля 2016 года случилась авария с участием гугловского Lexus RX450h и автобуса. На скорости 3,2 км/ч беспилотная машина зацепила автобус, «подумав», что тот пропустит Lexus вперед. Возможно, это случайность, однако специалисты отмечают сложность в тестировании самоуправляемых авто.

«Очень сложно провести тест-драйв таких авто настолько тщательно, насколько потребуется для составления статистики об их качестве работы».

Сьюзан Паддок, статистик



Концепт Mercedes-Benz F 015



Mercedes-Benz F 015 – наиболее стильный представитель беспилотных авто с футуристичным дизайном корпуса и салона. «Космический» обтекаемый кузов серебристого цвета похож на машину из фантастического фильма, а белоснежный салон с четырьмя креслами одним видом настраивает на спокойный лад. Управлять машиной по задумке разработчиков можно будет при помощи жестов или обычного руля.


 


Беспилотная Audi A7



Прототип беспилотной машины от Audi проехал 900 км по ровной трассе на конференцию CES-2015 из Калифорнии в Неваду. Система сканирования окружающего пространства в радиаторе и бампере вместе с трехмерными камерами позволили транспортному средству беспроблемно преодолеть такое расстояние. Правда, система Audi A7 Piloted Driving тоже несовершенна, в населенных пунктах за руль садился водитель.


Vehicle to Vehicle (V2V) от General Motors



Компания General Motors еще в 2008 году анонсировала работу над самоуправляющимся авто и в 2014 представила уникальную технологию Vehicle To Vehicle (V2V). Ее задача – «соединять» вашу машину с другими авто с такой же технологией, предотвращая опасные ситуации на дороге.

Итак, хотя первые прототипы беспилотного автомобильного транспорта уже представлены общественности, исправить мелкие недочеты ученые пока не могут. Из-за этого полноценная самоуправляемая машина появится не раньше, чем через 3-4 года. Ну, а пока компании могут выпустить на рынок частично автономные авто, постепенно улучшая технологии их ориентации в пространстве.


Самоуправляемые машины в литературе, кино и играх

Годами изобретатели черпают вдохновение в научно-фантастических книгах и фильмах. Идея беспилотного автомобиля — не исключение. 

В 1953 году в издании Fantastic американский писатель и профессор биохимии Айзек Азимов впервые опубликовал рассказ «Салли», действие которого разворачивается в 2057 году. В произведении фантаста транспортные средства оснащали позитронным мозгом, поэтому они могли самостоятельно передвигаться по дороге и даже общаться между собой.

На телевидении первая беспилотная машина появилась в 1971 году. В немецком фильме Ein Käfer geht aufs Ganze («“Жук” идет ва-банк») рассказывается о желтом суперавто Дуду с электронной системой управления. Транспорт передвигался без водителя, с легкостью преодолевал сложные участки трассы и не боялся воды. После премьеры картины умный Volkswagen «Жук» появлялся на экране еще 4 раза в других фильмах франшизы о Дуду.


В анимации и на большом экране идея машин с пультом ДУ или автопилотом использовалась множество раз. В футуристическом мультсериале «Джетсоны» (1962-1990) главный герой передвигался на летающем транспортном средстве с автопилотом. Хотя такую махину нельзя отнести к категории традиционных авто, задумка по своей сути близка к беспилотным машинам.


Еще одно популярное средство передвижения с дистанционным управлением — DeLorean DMC-12 из культового фильма «Назад в будущее» (1985): Док Браун управлял авто с помощью пульта в начале картины, когда демонстрировал Марти возможности изобретенной машины времени. Нельзя забывать и о Бэтмобиле в «Бэтмене» (1989), которым тоже управляли на расстоянии. Позже идея беспилотного Бэтмобиля из бёртоновского фильма была перенесена в видеоигру Batman: Arkham Knight (2015). 


В научно-фантастическом фильме «Я, робот» (2004) детектив Дэл Спунер передвигался по скоростной трассе на похожей машине. Он выбрал специальный режим управления и за рулем изучал дело об убийстве ученого. Кстати, фильм поставлен по циклу произведений «Три закона робототехники», написанному уже упомянутым поклонником роботов Айзеком Азимовым.

Наконец, в культовом фантастическом боевике «Вспомнить всё» (1990) герой Арнольда Шварценеггера пользовался разновидностью самоуправляемого такси — правда, за рулем сидел шофер-андроид (зато с ним можно было поболтать). 


Комментарии (0)